Сбер представил исследование, посвящённое отношению граждан к компаниям, предлагающим услуги по списанию долгов. Несмотря на снижение осведомлённости с прошлого года, о существовании таких фирм знают 77% заёмщиков. Причина — в агрессивной рекламе услуг по списанию долгов: только Сбер ежеквартально фиксирует свыше 600 тысяч новых объявлений, а за 2024 год их количество выросло на треть.
Доля негативно настроенных по отношению к таким услугам респондентов продолжает расти: во втором квартале 2025 года она достигла 39%, увеличившись на 5 процентных пунктов по сравнению с концом 2024 года. Однако хватает и тех, кто воспринимает «раздолжнителей» позитивно, — об этом заявил 31% опрошенных.
Высокая активность компаний по списанию долгов беспокоит профессионалов рынка услуг по урегулированию задолженности, так как «раздолжнители» нередко действуют вне правового поля или просто недобросовестно исполняют свои обязательства.
Деятельность многих фирм, предлагающих «списание долгов», строится на агрессивных и зачастую мошеннических схемах, рассказал «Рамблеру» генеральный директор юридической компании «Митра» Сослан Каиров. Вместо заявленной помощи клиенты нередко сталкиваются с манипуляциями, финансовыми ловушками и прямым обманом.
Вот ключевые опасные практики:
Важно не стать заложником созданной иллюзии оказания помощи, ведь мошенники умело паразитируют на отчаянии людей. Мыслите критически, разговаривайте с кредиторами и доверяйте не рекламе, а разъяснениям компетентных органов.
Сослан Каиров
Генеральный директор Mitra law firm
Тем, кто оказался в долговой яме, эксперты советуют не поддаваться на обещания лёгкого списания долгов, а действовать по закону.
Вот несколько советов:
Начните диалог с банком. Первый и главный шаг — обратиться непосредственно к кредитору. Большинство банков предлагают клиентам программы помощи, которые позволяют уменьшить ежемесячную нагрузку и избежать просрочек.
«Если вы столкнулись со сложной ситуацией и больше не можете погашать кредит по графику, нужно сразу же обратиться в свой банк. У Сбера есть широкий набор легальных и проверенных механизмов помощи, включая реструктуризацию, кредитные каникулы и даже комплексное урегулирование для заёмщиков с долгами в разных банках», — подчеркнул директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов.
Не избегайте общения. Никогда не игнорируйте звонки и письма от банка или коллекторов. Сокрытие проблемы только усугубит ситуацию: приведёт к росту пеней, судебным искам и принудительному взысканию через приставов.
Если банкротства не избежать — действуйте через законные процедуры. Единственный легальный способ списания долгов — процедура банкротства физического лица. Вместо «раздолжнителей» за помощью лучше обратиться к аккредитованному финансовому управляющему. Проверить его статус можно в реестре на сайте fedresurs.ru.
Остерегайтесь мошенников. Никогда не верьте рекламе, обещающей полное списание долгов. Законные механизмы не работают по принципу «всё или ничего». Если компания требует предоплату, запрещает общаться с банком или предлагает сомнительные схемы — это красный флаг.
Помните, что внесудебное банкротство при долге до 1 миллиона рублей можно инициировать самостоятельно через МФЦ, не прибегая к услугам посредников. Перед заключением договора внимательно читайте условия. Если с вас требуют значительную предоплату — это повод насторожиться.
Анастасия Ляпунова
руководитель отдела банкротства и корпоративных споров юридической фирмы «Ляпунов, Терехин и партнеры»
С недавних пор государство начало противодействовать недобросовестным схемам «раздолжнителей», усиливая правовое регулирование и контроль. Так, недавно Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 721174-8, который вносит существенные изменения в федеральный закон «О рекламе». С 1 января 2026 года новые нормы значительно ограничат возможности продвижения услуг по списанию долгов. Ожидается, что это повысит уровень достоверности, открытости и осознанности при работе с долговыми обязательствами.
ФАС России систематически блокирует сайты и рекламные объявления, где используются запрещённые формулировки и не информируют, что речь идет о банкротстве. Чтобы избежать блокировки, рекламодатели обязаны чётко указывать, что услуги связаны с процедурой банкротства, что снижает манипулятивный потенциал объявлений.
Кроме того, суды начали учитывать злоупотребления: некоторые решения предусматривают включение оплат «раздолжнителям» в конкурсную массу, что не позволяет гражданину избавиться от долгов на аналогичную сумму и делает сотрудничество с ними бессмысленным.
Анастасия Ляпунова
руководитель отдела банкротства и корпоративных споров юридической фирмы «Ляпунов, Терехин и партнеры»
Банк России, Роспотребнадзор и Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс) регулярно публикуют предупреждения и разъяснения о законных способах решения долговых проблем. Эти меры создают правовой барьер для мошенников и побуждают граждан к диалогу с банками или обращению к аккредитованным профессионалам.
Владимир Давыденко. Рамблер