Мы используем cookie, чтобы сделать ваш опыт использования нашего сайта лучше. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении файлов cookie.
Свои люди в деле: что скрывается за понятием «аффилированные лица»
Свои люди в деле: что скрывается за понятием «аффилированные лица»
Анна Мурзаева
Заместитель руководителя практики банкротства и корпоративных споров Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»
31.10.2025
Аффилированные лица — это те, кто прямо или косвенно влияет на деятельность компании: от принятия решений до участия в сделках. Понимание круга таких лиц важно для предотвращения конфликта интересов, споров и нарушений корпоративного законодательства.
В этой статье разберём:
кто считается аффилированным лицом по закону,
какие признаки указывают на аффилированность,
зачем компаниям нужны сведения об аффилированных лицах.
Согласно российскому законодательству, аффилированное лицо — это физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
К таким лицам относятся:
руководители компании (директор, члены совета директоров);
собственники более 20% акций (долей);
участники одной группы компаний;
организации, в которых компания владеет более 20% капитала;
На практике — это лица, которые реально могут влиять на бизнес: участвовать в принятии решений, определять условия сделок, либо действовать в интересах компании неформально.
Как определить аффилированность
Юридические признаки аффилированности урегулированы законом: ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Но на практике нередки случаи определения судами фактической аффилированности. К таким относятся:
Имущественная — наличие общего имущества, долевой собственности, а также совместных экономических целей и планов;
Договорная — наличие специальных договоренностей, нехарактерных для обычной хозяйственной деятельности, таких как предоставление длительных рассрочек, беспроцентных долгосрочных займов;
Организационная — наличие общей управленческой структуры, влияние одного лица на решения управляющих органов, совместное взаимодействие с контрагентами, одинаковые контрагенты и сотрудники;
Фидуциарная — совпадение семейных, дружеских или иных личных связей;
Процессуальная — согласованность процессуальных действий, использование одних и тех же доверенных лиц, сходство процессуальных позиций.
Зачем закон регулирует аффилированность
Основная цель введения института аффилированности — обеспечение прозрачности деятельности бизнеса и предотвращение злоупотреблений при управлении компаниями. Это помогает:
контролировать сделки с заинтересованностью,
выявлять скрытых выгодоприобретателей и привлекать их к ответственности в процедурах банкротства;
защищать права миноритарных акционеров;
выявлять ненадежных контрагентов.
Обязанности компаний и аффилированных лиц
Акционерные общества. Публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц акционерного общества. Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения об аффилированных лицах акционерного общества на дату окончания отчетного периода, а также изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества за отчетный период.
Общества с ограниченной ответственностью. Общества с ограниченной ответственностью, публично размещающие облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, обязаны ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности, предусмотренную законодательством, включая информацию об аффилированных лицах (ст. 49 Закона об ООО). Общество с ограниченной ответственностью хранит документы, в том числе списки аффилированных лиц, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества (п. 2 ст. 50 Закона об ООО).
Ответственность компаний
Компании несут ответственность за неведение или неправильное ведение списка аффилированных лиц согласно ст. 13.25 КоАП РФ, где для должностных лиц предусмотрен штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей; для юридических лиц предусмотрен штраф от 200 до 300 тысяч рублей.
За нераскрытие информации об аффилированных лицах согласно ст. 15.19 КоАП РФ на должностных лиц возлагается штраф от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 2 лет; юридические лица несут ответственность по оплате штрафа в размере от 700 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Иная ответственность предусмотрена гражданским законодательством: возмещение ущерба в случае причинения вреда, а также признание сделки недействительным. Указанные альтернативные виды ответственности могут дестабилизировать финансовое и репутационное положение общества, ввиду чего важным остается проверка контрагента на наличие и состав аффилированных лиц.
Таким образом, основной задачей введения понятия «аффилированное лицо» является обеспечение прозрачности деятельности обществ с определением лица, влияющего на управление и принятие решений юридического лица. Если вы столкнулись со сложностями при определении аффилированных лиц вы можете обратиться к команде высококвалифицированных специалистов юридической компании «Ляпунов Терехин и партнеры».