129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 6, стр. 1
129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 6, стр. 1
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Мария Герасимова
Юрист Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»

22.04.2025
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложный и многогранный процесс, регламентируемый законодательством Российской Федерации. Он направлен на обеспечение баланса между интересами частных собственников и потребностями общества в целом, выражающимися в реализации крупных инфраструктурных проектов, строительстве социальных объектов и решении других задач, имеющих важное значение для развития государства и муниципальных образований.

Что понимается под государственными и муниципальными нуждами?

Обратимся к Постановлению Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

Другое толкование содержится в Определении ВС РФ от 27 октября 2015 г. № 309-КГ15-5924, где указывается, что под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно-полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту.

При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд следует исходить из принципов исключительности и безальтернативности, то есть орган, принимающий решение, должен убедиться в том, что для принудительного прекращения прав не только имеются достаточные основания, но и действительно нет иной возможности удовлетворения этих нужд без изъятия земельных участков (например, альтернативные варианты размещения объекта федерального, регионального или муниципального значения, при которых отсутствует необходимость изъятия земельных участков у частных собственников и иных правообладателей).

Основания изъятия

Перечень государственных или муниципальных нужд, представляющий собой три основные группы оснований, при наличии которых земельные участки могут быть изъяты, не является исчерпывающим.

Первая группа оснований изъятия - выполнение международных договоров. Предполагает возможность изъятия земельных участков для выполнения международных обязательств, прежде всего для размещения или реконструкции дипломатических представительств иностранных государств, представительств международных организаций. Конкретные случаи изъятия земельных участков должны быть предусмотрены в отдельных международных договорах.

Перечень оснований изъятия земельных участков во второй группе - строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения. Является относительно исчерпывающим. В законе четко перечислены те виды объектов, для строительства и реконструкции которых возможно изъятие земельных участков при отсутствии других возможных вариантов размещения:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и др.
В то же время и здесь заложена возможность расширительного толкования таких оснований и, следовательно, многочисленных злоупотреблений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при принятии решений об изъятии.

Третья группа оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является безусловно открытой. Предусмотрена возможность закрепления в федеральных законах (ранее такая возможность была предоставлена также и субъектам Российской Федерации) иных, дополнительных оснований для изъятия земельных участков.

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов или органами местного самоуправления. Решение может быть принято не только по инициативе органов, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций. Ходатайство может быть подано в отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия.

Далее рассмотрим процесс изъятия земельного участка

1 шаг. Для начала необходимо выявить лиц, которым принадлежит земельный участок. Для этого орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр. Если такой запрос не дал результатов, то тогда необходимо обратиться в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Поиски собственников изымаемых участков также ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны быть указаны:
  • цели изъятия земельных участков;
  • перечень кадастровых номеров земельных участков, их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на них объектов недвижимости (при наличии кадастровых сведений о них);
  • границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости;
  • адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, а также срок подачи заявлений;
  • адрес и время приема граждан и представителей юридических лиц для ознакомления с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с которыми предстоит образовать участок, подлежащий изъятию (срок ознакомления с данными документами не может быть менее чем шестьдесят дней со дня опубликования сообщения);
  • официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых размещается сообщение о планируемом изъятии земельных участков;
  • наименование уполномоченного органа, осуществляющего выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию.
2 шаг. Далее принимается решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном решении должны быть указаны изымаемые земельные участки и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

3 шаг. Важным этапом является уведомление правообладателя об изъятии земельного участка. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адреса электронной почты - со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд.

4 шаг. После принятия решения об изъятии земельного участка необходимо подготовить соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. Уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в следующих случаях:
  1. Правообладатель земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка;
  2. В случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии им не представлено подписанное соглашение.
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством РФ не установлено иное.
Остались вопросы?
Мы ответим!