129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 6, стр. 1
129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 6, стр. 1
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!
  • /
  • /

Как проверить контрагента: для чего нужна проверка, какие документы запрашивать и как проверять?

Вячеслав Шумкин юрист
Юрист Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»

10.01.2025
Проверка контрагента является важным условием для минимизации рисков компании при заключении и исполнении договора. В этой статье мы объясним, почему это важно, а также укажем примерный порядок проверки.

Зачем проверять контрагента

Все мы хотим работать с надежными контрагентами. Это является залогом процветания бизнеса. Нам хочется, чтобы условия договоров исполнялись качественно, денежные средства поступали вовремя, споры разрешались без обращения в суд и т.д.

Однако на рынке существуют компании, взаимодействие с которыми будет «проблемным». И вовсе не обязательно, что такая компания принадлежит мошенникам. Возможно, ей просто не повезло в суровых условиях современной рыночной экономики.

Проверка контрагента нужна как раз для того, чтобы отделить надежные компании от ненадежных для последующего вступления в договорные правоотношения с первыми.

Что такое «должная осмотрительность»

Простыми словами проявить должную осмотрительность (due diligence) значит оценить возможные риски, связанные с предстоящей сделкой. Риски могут касаться объекта сделки, условий договора, контрагента как субъекта. В практическом смысле их невыявление или игнорирование может привести, например, к:
  • неисполнению или ненадлежащему исполнению договора;
  • признанию сделки недействительной;
  • умалению деловой репутации;
  • проблемам с налоговыми органами;
  • изъятию имущества.
В конечном итоге большинство последствий сводится к финансовым потерям, которых любой бизнес хочет избежать.

Как проверить контрагента

Не существует какого-либо закона, который устанавливает правила или порядок проверки контрагента.

Оговоримся, что объем проверки может меняться в зависимости от конкретного договора, который вы планируете заключить. Приведенные далее советы касаются сугубо проверки потенциального партнера (лица), применимы так или иначе к любым сделкам и не затрагивают специфику отдельных договоров и соглашений.

Проверить контрагента можно, используя открытые источники, а также путем анализа предоставленной им информации.

1. Проверка с использованием общедоступных источников

Россия является государством-лидером по введению цифровых технологий в деятельность органов и организаций. Поэтому общедоступные источники содержат много полезной информации. Для проверки потенциального контрагента понадобится лишь компьютер или иной гаджет с доступом в интернет. Открытые источники хороши тем, что проверить контрагента можно вообще без взаимодействия с ним. Он даже не узнает, что его проверяли.

1.1. ЕГРЮЛ и иные сервисы ФНС России

ФНС России ведет единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ/ЕГРИП). На сайте https://egrul.nalog.ru можно бесплатно получить выписку по каждому контрагенту, зная лишь его ИНН, ОГРН или наименование.

Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в контексте проверки контрагента позволяет понять:
  • как давно существует компания. Если она появилась недавно, то, возможно, это фирма-однодневка или просто юр. лицо, которое не наладило бизнес-процессы;
  • кто является руководителем компании. С этим лицом, вы, вероятно, будете подписывать договор. Здесь важно понимать, что руководитель может быть «номинальным», т.е. фактически не принимающим никаких решений, а просто подписывающим нужные документы по указанию других лиц;
  • кто является собственником (участником) компании. Например, в выписке на ООО (самый распространенный вид коммерческих организаций в России) указывается, кто является учредителем (участником) компании, т.е. фактическим собственником бизнеса. Обратим внимание, что участники в ЕГРЮЛ могут быть такими же номинальными (известное «бизнес записан на жену»), как в случае с руководителем;
  • не находится ли компания в процессе реорганизации или ликвидации, процедуре банкротства. Это явные маркеры для возникновения сомнений в надежности контрагента и повод несколько раз подумать, прежде чем заключать с ней договор;
  • сведения о лицензиях. Если вы ищете контрагента для осуществления деятельности, которая требует лицензирования (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), то в выписке должны быть отражены сведения о соответствующей лицензии.
Таким образом, по нашему мнению, заказ выписки из ЕГРЮЛ – первый и обязательный шаг, для проведения проверки контрагента на соответствующие правовые риски.

Сервисы, администрируемые налоговой, в целом являются кладезем полезной информации о предпринимателях, который, более того, рекомендует сам орган для проявления должной осмотрительности.

Много информации можно найти в сервисе «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/). Сервис, в частности, показывает сведения о налоговой задолженности, о непредставлении налоговой отчетности, о применении специальных налоговых режимов, о среднесписочной численности работников и т.д. Не так давно в тестовом режиме заработал сервис по предоставлению копий учредительных документов юридического лица в форме электронного документа. С его помощью можно бесплатно получить устав любой организации (следует понимать, что в настоящее время большое количество уставов еще не оцифровано).

Интерес также может представлять ГИР бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/). В нем отражена бухгалтерская отчетность компании, которая сдается в налоговый орган. С помощью него можно оценить, насколько прибыльна или убыточна деятельность организации.

1.2. ЕФРСФДЮЛ (Федресурс) и, в частности, ЕФРСБ (https://fedresurs.ru)

Сложные аббревиатуры расшифровываются как Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Федрусурс – официальный источник раскрытия информации о компаниях и предпринимателях. В нем содержится информация о наличии лицензий компании, стоимости чистых активов, намерений должников и кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве, мониторинга хода процедур банкротства и продажи имущества должников, сведения о реорганизациях и ликвидациях и т.д.

Особый интерес представляют сведения о банкротстве. Они позволяют понять, не введена ли в отношении компании процедура наблюдения (что уже говорит о его потенциальной неплатежеспособности) или не признан ли он банкротом. Указанное, как правило, дает понять, что работать с такой компанией не стоит.

1.3. Банк данных исполнительных производств (https://fssp.gov.ru/iss/ip)

Федеральная служба судебных приставов – государственный орган, который обеспечивает принудительное исполнение судебных решений. Он также публикует сведения о текущих исполнительных производствах. Зная только ИНН юридического лица, можно увидеть перечень процедур принудительного исполнения. Наличие большого количество исполнительных производств, а также большие суммы взыскания – повод усомниться в способности потенциального контрагента исполнять обязательства.

1.4. Картотека арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/), портал судов общей юрисдикции г. Москвы (https://mos-gorsud.ru), сайты иных судов общей юрисдикции

Цифровизация правосудия в России благотворно влияет на проверку потенциальных партнеров. Зная наименование контрагента, можно найти информацию о его судебных спорах. Это не только позволит предвидеть наличие будущих исполнительных производств, но и посмотреть, насколько часто будущая сторона договора является стороной дела в судах, какие требования к нему предъявляются.

Если лицо частый гость судов, особенно по спорам, касающимся исполнения интересующего вас договора, то это «красный флаг» для вашей должной осмотрительности.

1.5. ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, ФГИС «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru)

Несмотря на то, что эти реестры больше относятся к публичному, а не частному праву, данные о выявленных гос. органами в ходе проверок правонарушениях могут свидетельствовать, что с бизнесом «не все в порядке». Если компания не соответствует обязательным требованиям, не исполняет обязанности, которые установлены законодательством, возможно, что ее предложения на рынке также не соответствуют им (например, некачественный товар).

1.6. Сайт организации-контрагента, его соцсети

Законодательство не содержит обязанности лица при ведении бизнеса иметь собственный сайт. Однако его наличие (а также наполнение и внешний вид) может также быть полезным при проверке. Если информация на сайте обновляется, среди указанных там клиентов имеются крупные и/или известные компании, представлены сотрудники (раздел «команда») и т.п., это внушает доверие такой компании. То же самое справедливо для соцсетей.

Обращаем внимание, что отсутствие сайта или соцсетей необязательно говорит о неблагонадежности компании. Как правило, их ведение осуществляется в рекламных, маркетинговых целях. Если руководство компании считает, что продвижение таким образом ей не нужно, то указанных источников может и не быть.

1.7. Сторонние сервисы для проверки контрагентов

Поскольку указанные выше источники являются открытыми, нашлись люди, которые объединили информацию из них в одном месте. Такие сервисы как «Контур.Фокус», «Rusprofile», «СПАРК» за плату представляют доступ, содержащий большую часть данных о компаниях. Помимо удобства пользования, они иногда имеют преимущество над официальными источниками. Например, в них показываются завершенные исполнительные производства, история перехода прав на доли в ООО.

Размещенную информацию, однако, рекомендуем проверять «вручную», сверяясь с официальными источниками, поскольку она может содержать неточности.

2. Проверка контрагента при взаимодействии с ним

Если по итогам блока «Открытые источники» вы не отсеяли компанию, есть еще один «уровень» проверки – документы, которых нет в открытом доступе, но есть у контрагента. Вот примерный перечень документов, который мы рекомендуем запрашивать перед заключением договора.

2.1. Устав организации

Его положения нужно проверить на предмет возможных ограничений на совершение сделки (например, необходимость получения согласия общего собрания).

2.2. Документ, подтверждающий полномочия лица, который будет подписывать договор

Как правило, договор подписывает руководитель организации (генеральный директор), информацию о котором можно найти в выписке ЕГРЮЛ. В таком случае следует запросить решение о назначении лица на должность.

Случается, что подписант действует на основании доверенности. Тогда нужно убедиться в подлинности доверенности, а также в полномочиях представителя подписывать договор.

2.3. Документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации (СРО)

Для ведения определенных видов деятельности необходимо являться членом саморегулируемой организации. Такие требования предусмотрены для строительных, страховых компаний, оценщиков и т.д. Нужно запросить документы, подтверждающие членство в СРО, после чего проверить: а) на сайте СРО – наличие информации о компании; б) на сайте органа, ведущего реестр СРО – информацию о включении саморегулируемой организации в реестр.

Отдельно обратим внимание, что можно запросить документы с данными, которые ранее были найдены вами в открытом доступе. Это позволит сопоставить их и проверить, насколько достоверную информацию предоставил контрагент. Если какие-то данные различаются, это может говорить о попытке потенциальной стороны договора намеренно ввести вас в заблуждение.

Проверка контрагента – необходимая для заключения договора процедура. Юристы «Ляпунов Терехин и партнеры» готовы не только взять ее на себя, но и сопроводить дальнейшее заключение договора, а также судебный спор, если с другой стороной договора «не повезло».

Для получения бесплатной первичной консультации опишите Вашу ситуацию

Нажимая кнопку «Отправить», пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии Федеральным законом

«О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ