129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 6, стр. 1
Ляпунов Терехин и партнеры
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!
Close
Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним!
  • /
  • /

Как избежать необходимости получения разрешения на сделку Правительственной комиссии: раскрытие российскими лицами информации о контролируемых иностранных компаниях

Роман Ляпунов
Старший партнер Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»
Екатерина Пескова
Руководитель отдела строительства и подрядных споров Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»
07.08.2024
Введение крупномасштабных экономический санкций Соединенными Штатами Америки и примкнувшими к ним иностранными государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации и ее резидентов после начала в феврале 2022 г. специальной военной операции вызвало закономерную необходимость введения ответных контрмер экономического характера.
Так, Указом Президента РФ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» установлен временный порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами денежных обязательств, связанных с использованием ими результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, исключительные права на которые принадлежат иностранным правообладателям, являющимся иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, правообладателям, публично поддержавшим осуществление иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, либо публично призвавшим к осуществлению таких мер, правообладателям, запретившим после 23 февраля 2022 г. использование на территории Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации либо установившим запрет на такое использование для одного или нескольких юридических лиц и физических лиц, если эти действия были обусловлены осуществлением мер ограничительного характера, указанных в подпункте «б» пункта, либо иными причинами, не связанными с экономической целесообразностью, и прочим лицам, перечисленным в Указе Президента РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.

Согласно пп. а п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» со 2 марта 2022 г., в том числе, введен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности: сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

В соответствии с пп. б п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 вышеуказанные сделки (операции) могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).

Отсутствие разрешения Правительственной комиссии является основаниям для отказа Управлением Росреестра по Москве в государственной регистрации сделки.

Порядок получения разрешения регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».

Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций), представляется резидентом или лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, или лицом, связанным с иностранным государством, совершающим недружественные действия, или иностранным лицом, не являющимся лицом, связанным с иностранным государством, совершающим недружественные действия, или лицом недружественных иностранных государств в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа.

В случае получения разрешения на сделку, будет установлен единовременный добровольный взнос в бюджет РФ не менее 10% от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке.

Разрешение может быть выдано при условии зачисления денежных средств по договору на счет типа «C», в отношении которого установлен ограниченный список операций.

Существуют случаи, при которых разрешение Правительственной комиссии на заключение сделок не требуется при соблюдении определенных условий.

В дополнение к мерам, предусмотренным указами Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», указом Президента РФ от 08.09.2022 № 618 установлен особый порядок осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами.

Минфин России в письме от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138 дал официальные разъяснения № 1 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2022 № 618, согласно которым лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:
а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте «а», налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Порядок уведомления налоговых органов Российской Федерации об участии в иностранных организациях, о контролируемых иностранных компаниях и признания налогоплательщиков контролирующими лицами определен статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Указанная информация подается в налоговый орган в форме уведомления о контролируемых иностранных компаниях по форме КНД №1120416.

Федеральная налоговая служба в письме от 22.06.2023 № ШЮ-4-13/7940@ дала разъяснения о сведениях, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей пункта 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».

Так, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется контролирующим лицом ежегодно в установленный срок: для организаций - не позднее 20 марта, физлиц - не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о предоставлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях за соответствующий год, которое должно быть подано в Управление Росреестра при регистрации сделки, и позволит заявителю в случае подтверждения данных о контролируемых иностранных компаниях не обращаться в Правительственную комиссию за разрешением на совершение некоторых сделок.