Руководитель отдела земельно-имущественных отношений Юридической фирмы «Ляпунов Терехин и партнеры»
09.07.2025
По общему правилу в Перечень объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, включаются здания, занятые офисами, объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания (подробнее о критериях включения в данный Перечень и возможностях исключения из него мы писали здесь).
Но практика по таким делам ужесточается с каждым годом, поэтому в последнее время к торговым площадям относят и складские помещения.
Чем это мотивируют?
Сотрудники, проверяющие фактическое использование здания, видят помещение, в котором расположены стеллажи с коробками, рулонами, упаковками, а в углу или в отдельном маленьком кабинете стоит компьютер, и обозначают такое помещение в Акте как «склады, связанные с торговлей». При расчёте площадей такие склады относят к торговым.
Основных причин присвоения складам статуса торговых помещений две:
в помещении размещена оргтехника, значит, помимо склада, там может вести деятельность интернет-магазин (подтверждают данный довод распечатками с сайта фирмы, занимающей помещения);
в помещении размещён товар, значит, он будет вывезен в торговые точки или маркетплейсы, то есть помещение – часть магазина (подтверждают данный довод, в том числе, распечатками с сайтов маркетплейсов, где продаётся аналогичный товар).
Как в законе?
Из положений Закона г. Москвы «О торговой деятельности в городе Москве», ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения», разъяснений, приведённых на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы следует, что склад считается торговым помещением, если товар с такого склада можно купить непосредственно в месте хранения (помимо стеллажей, в помещении есть контрольно-кассовая техника, позволяющая его оплатить и (или) возможность самовывоза) или в таком складе происходит комплектование заказов для последующей доставки покупателям.
Доступ покупателей непосредственно к товару необязателен, достаточно, если клиент может подождать снаружи, пока сотрудник вынесет ему товар или заказать доставку.
При этом, при расчёте площадей, используемых для торговли, будут учтены не только помещения, где непосредственно расположена касса, зона сборки, зона выдачи, но и все складские помещения.
Например, если по договору аренды передано помещение площадью 1000 кв. м., из которых на 990 кв. м. расположены стеллажи, а 10 кв. м. – кабинет, где стоит касса и ноутбук для оформления заказов, то все 1000 кв. м. являются торговым объектом.
При этом, начинает складываться судебная практика (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2025 г. по делу № А40-284697/24), согласно которой оценивается не только наличие магазина или офиса в том же здании, где склад, но и в соседних. Скорее всего, в ближайшем времени складом не связанным с торговлей будет считаться только такое помещение, откуда имущество направляется на другой склад, а не в магазин или пункт выдачи (где бы они ни были расположены).
Что делать, если ваши складские помещения отнесли к торговым?
Акт, в котором складские помещения признаны торговыми, получится оспорить, если: 1) в Яндекс.Картах и 2ГИС нет или мало записей о том, что в здании находятся организации (это подтвердит, что в здание не ходят покупатели и со склада нельзя заказать доставку); 2) на территории, на которой расположено здание, внутри здания нет табличек-указателей для посетителей, вывесок с наименованиями фирм (тоже подтвердит, что в помещения не ходит никто, кроме сотрудников); 3) в здании не зарегистрирована контрольно-кассовая техника (значит, приобрести товар на месте нельзя); 4) в складских помещениях нет:
витрин
демонстрационных или торговых залов
мест для размещения клиентов
ценников
мест для сортировки, упаковки товара
5) рабочих мест, оборудованных оргтехникой, нет или мало; 6) в договорах аренды указано, что помещения должны быть использованы как склад; 7) сумма площадей помещений, переданных арендаторам, у которых, кроме складов, в спорном здании или в соседних объектах размещён офис, магазин, интернет-магазин, или которые отправляют товары со склада непосредственно в пункты выдачи или распределительные центры маркетплейсов, меньше 20% от полезной площади всего здания.
Если акт не отражает действительное использование здания, нужно подать заявление о составлении повторного акта.
Сотрудники Госинспекции по недвижимости проведут повторное обследование с учётом представленных договоров аренды и других сведений о здании, по результатам которого составят новый акт, отменяющий действие первоначального.
В случае отказа в составлении повторного акта или если его выводы также не будут соответствовать действительности, необходимо обратиться в суд.
Юристы «Ляпунов Терехин и партнеры» готовы сопроводить весь процесс определения фактического использования вашего здания: от выдачи рекомендаций по подготовке к обследованию до признания судом незаконными актов о фактическом использовании и последующего исключения из Перечня.